21 Апр 2015

«Архитектура Петербурга 2015»: назад в будущее

21/04/2015 , 10:26

Ксения Сурикова

 Источник: art1.ru

V биеннале «Архитектура Петербурга» в Этнографическом музее завершается сегодня, 21 апреля. ART1 посмотрел выставку разномастных проектов реноваций и реконструкций и с огорчением констатирует: консервативная политика строительства в историческом центре изменится не скоро. 

IMG_9867

Юбилейная выставка совпала с другой круглой датой: в этом году исполняется пятнадцать лет с момента основания Объединенных архитектурных мастерских – первого в Петербурге объединения негосударственных архитектурных коллективов. Так, проекты, отражающие современное состояние городской архитектуры, были дополнены ретроспективой построек, реализованных студиями-членами ОАМ.

Выставка не была объединена специальной сквозной темой: каждая мастерская сама формировала актуальную для себя повестку дня и способ самопрезентации. «Студия 44» представила самые масштабные свои работы: реконструкцию Восточного крыла Главного штаба, железнодорожный вокзал «Олимпийский парк» в Сочи, проекты для Санкт-Петербургского государственного университета. Бюро «Евгений Герасимов и партнеры» сосредоточилось на уже реализованных проектах в области жилищного строительства. Отобранные работы, среди которых жилые дома «Венеция» и «Победа», демонстрируют одно их самых востребованных сегодня направлений работы студии — проектирование в исторических стилях. Мастерские Владимира Григорьева и Земцова и Кондиайна, в отсутствие среди участников Максима Атаянца, представили свои предложения для судебного квартала. «Литейная часть-91», специализирующаяся на работе с объектами культурного наследия, показала отреставрированные анфилады помещений Мраморного дворца.

Ретроспектива, представленная отдельным блоком на втором этаже, показывает не только облик современной петербургской архитектуры, но и развитие тех студий, которые этот облик формируют. Например, бюро Сергея Орешкина «А-Лен», начинавшее с частного коттеджного строительства и активно проектировавшее в начале 2000-х дилерские автомобильные центры, сегодня представляет проекты крупных спортивных центров и объекты социальной инфраструктуры.

IMG_9883

Каждая отдельная работа интересна сама по себе, однако, собранные вместе они раскрывают интересные закономерности градостроительной политики города и позволяют заглянуть в недалекое будущее. Даже беглый осмотр выставки показывает, что самая популярная петербургская типология сегодня это коммерческая недвижимость и массовая жилая застройка. Представленные студиями ландшафтные, культурные и социальные проекты, в основном, выполнены не для Петербурга. Архитектурная мастерская «Б2» создает для инвестиционной группы «Реффорд Холдинг Лимитед» концепцию крупного курортно-рекреационного комплекса в Италии, «Студия 44» проектирует Музей науки и техники в Томске и концепцию развития исторического центра Калининграда, основанную на исторической планировочной структуре с воспроизведением масштаба и характера утраченной застройки. Архитектурная мастерская Мамошина проектирует музейный комплекс в Салехарде. Сразу две студии бюро «Б2» и студия Земцова и Кондиайна показали свои конкурсные предложения для музея Гуггенхайма в Хельсинки.

Безусловно, и для Петербурга архитекторы предлагают интересные проекты, среди которых — впервые представленный публике проект новой сцены МДТ – Театра Европы («Архитектурная мастерская Мамошина»), реставрация помещений Первого Кадетского корпуса («Студия 44»), где проходила параллельная программа «Манифесты 10». Реновация ожидает и музейный комплекс на площади Искусств – Русский и Этнографический музеи Михаил Мамошин предлагает соединить общим зданием фондохранилища.

IMG_9874

Однако сохраняется впечатление неактуальности проектирования в культурной сфере для городских и государственных заказчиков. Во-первых, объекты культурной инфраструктуры менее привлекательны в инвестиционном отношении, к тому же та относительная свобода творчества, которая привлекает архитекторов в создании, например, музеев, сегодня сильно ограничена и законодательством и зачастую слишком активной деятельностью градозащитников. Достаточно сравнить два культурных проекта одной мастерской – Земцова, Кондиайна и партнеров – выполненных для Петербурга и для Хельсинки. Бронзовые парящие перевернутые купола на эскизных предложениях для музея Гуггенхайма и уже реализованный проект Новой сцены Александринского театра, где полупрозрачные стеклянные фасады практически полностью растворяются в окружающей застройке, разнятся так же, как реалии финской и российской действительности.

IMG_9890

О том, что изменений в консервативной политике строительства в охранных зонах не предвидится, свидетельствуют и различные реновации, реконструкции, приспособления в исторической части города, которые есть в арсенале почти каждой мастерской. Гарантом этой политики теперь выступает и новый главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев, уверенный, что местом для взрывных и энергичных проектов должны стать окраинные районы и пригороды. И это грустно, поскольку означает, что никакого развития, движения, динамики в ближайшее время мы не увидим. Только грубые реконструкции, маскирующиеся под реставрации, и псевдоклассические фасады. Хотя есть признанный успешный опыт европейских городов (Флоренция, Амстердам, Генуя, Перуджа), который Григорьев считает потерей исторического центра.

IMG_9901

Многочисленные проекты многоквартирных жилых домов показывают, что не лучшим образом обстоит ситуация и с застройкой городских кварталов, вокруг которой в профессиональной среде продолжительное время ведутся дискуссии. Несмотря на то, что эстетика фасадов претерпела положительные изменения и появились интересные решения в скандинавском стиле (архитектурная студия «Б2»), сохраняется микрорайонный тип застройки и размещения инфраструктуры. То есть советская планировочная структура остается неизменной, только помещается в новою оболочку, которая не может обеспечить качественной городской среды и, соответственно, комфортного проживания.

Экспозиция биеннале наглядно показала, что, даже двигаясь в будущее, Петербург не может не смотреть в прошлое, которое, из-за несбалансированности и несогласованности действий власти, бизнеса и сообщества, постепенно превращает город в призрак.

Фотографии Михаила Григорьева.