04 Дек 2015

«Гордость и предубеждение: чего хотят заказчики на самом деле» — публикация archspeech.com

Гордость и предубеждение: чего хотят заказчики на самом деле

На примере нескольких исследований archspeech разбирается, какие запросы у нынешних заказчиков и как их можно удовлетворить.

Мис ван дер Роэ говорил, что «чаще всего заказчик вообще не знает, чего он хочет». Хотя понимание этого факта вряд ли упростит жизнь практикующего архитектора. Поэтому всевозможные союзы и организации постоянно проводят опросы и исследования, обещающие раскрыть всю подноготную заказчиков и понять их мотивацию.
http://archspeech.com/image/article/b_618174c2c19a7b08a1afb57a482dbbe0.jpg

Например, несколько лет назад британское издание Architects’ Journal проводило опрос под названием «Чего хотят заказчики» (What clients want). Были опрошены представители порядка 50 девелоперских компаний и госучреждений, чтобы выяснить, какие конкретно критерии определяют выбор архитектурного бюро.

Также американский медиахолдинг McGraw-Hill, которому до недавнего прошлого принадлежал журнал Architectural Record, делал большое исследование на тему ожиданий и неопределенностей в проектировании и строительстве. Интересно, что были опрошены как заказчик, так и архитекторы с подрядчиками, из-за чего результаты получились весьма противоречивыми.

Этой осенью, в сентябре 2015 года, Королевский институт британских архитекторов RIBA выпустил 44-страничную брошюру «Клиент и архитектор: развитие базовых отношений» (Client & Architect — developing the essential relationship), на создание которой организация потратила два с половиной года. За это время было опрошено более 500 компаний из разных областей с целью формирования набора правил и советов, которые бы помогли архитекторам в общении с заказчиком. По итогам опросов были созданы также и отдельные рекомендации по конкретным секторам рынка, позволяя лучше ориентироваться в запросах каждого.

Мис ван дер Роэ

archspeech подробно изучил все три исследования и выбрали из них десять наиболее важных сюжетов одной из самых животрепещущих архитектурных тем.

Сарафанное радио по-прежнему лидирует

На вопрос о том, как они выбирали архитекторов, треть респондентов ответило, что доверилось рекомендациям. При этом почти две трети заявили, что советы и наводки знакомых — один из самых главных факторов. Только 10% бюро было найдено на выставках и конференциях, а публикации в различных медиа стали определяющими лишь для каждой пятой организации. AJ

Размер не имеет значения

Главным фактором при выборе архитектурного бюро — кроме, собственно, портфолио — опрошенные называли индивидуальность и личные отношения, а также умение выходить за рамки технического задания. При этом меньше всего потенциальных клиентов интересовал размер мастерской и скорость выполнения работ. AJ

Стоимость услуг была определяющим фактором лишь для половины опрошенных. И даже наоборот, некоторых отпугивали слишком низкие расценки. Так, один из респондентов утверждал: «Качество всегда намного важнее цены. Мы никогда не заключим контракт только из-за маленькой стоимости, потому что в итоге вы получите тот уровень, за который заплатили». AJ

Не думайте (или хотя бы не показывайте виду), что вы знаете все лучше

Американский архитектор, член «Гарвадской пятерки» Джон Йохансен запомнился всем фразой «Очень часто приходится пренебрегать мнением клиентов в их же интересах». Сложно спорить с этим утверждением, но, судя по опросам, именно такая позиция больше всего раздражает заказчиков в профессии архитектора.

Больше половины респондентов заявили, что сервис и отношение к ним со стороны проектировщиков могли бы быть и лучше. Например, звучали такие фразы: «Архитекторам нужно перестать думать, что они знают все лучше клиента» или «Архитекторы думают, что они и есть самая важная часть в проекте». Также одной из главных претензий заказчиков стало слабое понимание финансовых вопросов — на этот факт пожаловалось больше трети опрошенных. RIBA

Джон Йохансен

Нужно уметь слушать, вникать и убеждать…

Клиенты утверждают, что не всегда удается найти компании, которые действительно разделяют их интересы и готовы поверить в идеи заказчиков. При этом не все хотят вникать в тонкости конкретного бизнеса. Хотя именно в архитекторах все видят специалистов, которые должны вести за собой проект. RIBA

Большинство заказчиков считают, что сложно найти архитектора, готового слушать и вникать в запросы клиента. Кроме того, от архитекторов ждут уверенных действий, которые позволят не беспокоиться за судьбу проекта. Несмотря на то, что запросы для каждой типологии различаются, все хотят понимать, как новый проект сможет помочь решить их проблемы. RIBA

… доказывать и обосновывать

Все больше и больше заказчики хотят видеть качественные подтверждения теориям архитекторов. Поэтому умение доказывать свои идеи становится критичным. Без убедительных примеров и демонстрации выгоды клиента никто не заключит контракт. RIBA

Больше взаимодействия

Мало отвечать на звонки и приходить на встречи. Многие из опрошенных жаловались, что архитекторам не хватает навыков совместной работы. Чем меньше у заказчика возможностей влезть в проект, тем меньше он волнуется: опытный архитектор должен деликатно подвести именно к такой модели работы. RIBA

Полный цикл работ

Оказалось, что большинство не верят в возможность успешного совмещения всех стадии проектирования, поэтому охотнее будут работать с несколькими бюро. При этом заказчикам хотелось бы, чтобы больший акцент был сделан на дальнейшем использовании здания. RIBA

Фрэнк Гери

Кто виноват и что делать?

Порядка 80% крупных заказчиков считают, что любой проект к окончанию постройки выйдет дороже запланированных расчетов. Больше трети автоматически закладывают в проект рост сметы на 3-5% процентов, а 15% опрошенных готовы принять и увеличение расходов до 10%. McGraw Hill

Но больше всего характеризует нынешние отношения заказчиков и архитекторов их ответы на вопрос «В чем главная причина увеличения расходов». Большинство клиентов указали на ошибки и просчеты при проектировании — тогда как архитекторы, отвечавшие на тот же вопрос, заявляли, что виноваты прежде всего изменения и правки заказчиков в процессе работы.

Так что, судя по всему, несмотря на большое желание понять друг друга, перемирия в противостоянии заказчиков с архитекторами пока что ждать не приходится.

Заглавное фото: воркшоп с Фрэнком Гери, Жаном Нувелем и Ремом Колхасом в Дюссельдорфе, 1997 © Thomas Mayer

Источник: oreshkin.livejournal.com

1 коментарий

  • не помню, кто это сказал, но мысль была такая: чтобы получился шедевр нужен не только гениальный архитектор, но и гениальный заказчик

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


+ 3 = семь

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>