23 Дек 2014

И.А. Филимонов, О.В. Манов «Манифеста 10: двадцать лет поиска»


И.А. Филимонов, архитектор
Закончила свою работу десятая европейская биеннале современного искусства Манифеста (Manifesta). Появившаяся в начале 90-х годов на волне общественно-политических изменений в Европе, она по замыслу авторов должна была демонстрировать актуальные тенденции в современном искусстве. Десятое по счету мероприятие — это взгляд назад, попытка осмыслить пройденный за 20 лет путь.

Куратор Манифеста 10 Каспер Кёниг не случайно выбрал именно Санкт-Петербург. Он считает наш город особым местом, где многое может обрести новый смысл.

Каждое новое поколение старается создать и привнести в мир что-то свое, свою философию, и чем быстрее происходят изменения в обществе, тем актуальней становятся развитие новых идей.

Таким образом, представленные в основной программе биеннале проекты — это творческий поиск отличных от уже существующих форм выражения искусства во взаимосвязи с меняющимся миром, поиск новых композиционных принципов и новой философии. Недаром частью некоторых проектов стали работы русских авангардистов К.С. Малевича и В.В. Кандинского. Ряд инсталляций был создан специально для Санкт-Петербурга, или как попытка обозначить его место в глобальном процессе, или (как бельгийский художник Франсис Алис с проектом «Лада Копейка») рассказать целую историю, связывающую его с городом на Неве.

Надо отметить, что не всегда подобные поиски увенчиваются успехом. Ироничная инсталляция «В ожидании Джерри», созданная испанским художником Хуаном Муньюсом в 1991 году для музея Ван Аббе в Нидерландах, наглядно это иллюстрирует. Зрителя долго ведут к анонсированному результату, которого нет.

Важно, что в основной программе биеннале заявлены российские художники Тимур Новиков, Елена Ковылина и другие, показывая тем самым единство культурного европейского пространства, что особенно актуально в то время когда политики пытаются стереть из памяти народов века совместной истории, возвести новую стену.

Отдельно стоит отметить обширную параллельную программу, представляющую из себя целый ряд событий и выставок, проходивших на различных площадках в течение лета. Многие из них были не менее интересны, чем основная выставка в Главном штабе. Среди них выделяется музей Стрит-арта, появившийся как частная инициатива в 2013 году. Сама его идея носит, по словам художника Арсения Сергеева, «оксюморонный» характер, и с этим трудно не согласиться. Суть стрит-арта в его анонимности и полулегальной основе, тесной связи с контекстом, в котором он появился. Скорее здесь стоит говорить о паблик-арте и об актуальном искусстве в целом. Однако площадка Manifesta может послужить хорошим стимулом к их развитию, тем более что Санкт-Петербург сегодня — город с достаточно консервативными взглядами, и пространства, на которых возможны комплексные эксперименты, здесь востребованы.
Отсюда и основной вопрос: насколько Манифеста выполнила одну из своих главных задач — была воспринята зрителями, повлияла на них. Ведь не секрет, что за истекший век город из прогрессивного европейского мегаполиса превратился в консервативный, не восприимчивый к новым тенденциям. Россия, как и Европа, получила новые стимулы для переосмысления ХХ века и начала активного поиска, но не все и не везде оказались к этому готовы и этим воспользовались. В городе, ставшем площадкой нынешнего биеннале, происходит отторжение обществом современной архитектуры и искусства. Ярким примером может служить провал многих концепций, предложенных европейскими зодчими. Самым успешным из них является Рикардо Бофилл, известный своими неоклассическими и постмодернистическими постройками.

Таким образом, мысли и философия, представленные в рамках биеннале, вполне могут остаться не воспринятыми широкой публикой, привыкшей к искусству в его классическом понимании. Но, безусловно, это значимое событие для Санкт-Петербурга, определяющее его место в контексте общеевропейской культуры и дающее стимул к дальнейшему развитию.

О.В. Манов, архитектор
Как часто мы посещаем выставки современного искусства? И как часто мы задаем себе вопрос, что из этого искусство, а что – просто плоды хорошего пиара?

Одна из таких выставок-загадок с успехом прошла в Эрмитаже. «Манифеста 10» — биеннале современного искусства впервые за десять лет своего существования проводится в России.

Основная цель, которую ставили перед собой организаторы выставки – это заставить людей задуматься. Как точно подметил Михаил Борисович Пиотровский, заставить людей задуматься над тем, что нужно думать.

Для быстрого погружения в содержание выставки приведу несколько описаний к произведениям-участникам.

Перформанс Елены Ковылиной «Равенство» посвящен проблемам современного демократического общества: социальному неравенству и подавлению свободы слова. Участники-добровольцы стояли напротив Зимнего дворца на табуретах, высота которых выравнивала разницу в росте между людьми.

Инсталляция Хуана Муньоса «В ожидании Джерри» — ироничный комментарий на распространение на выставках современного искусства темных комнат, демонстрирующих видео. Работа, созданная еще в 1991 году, со временем обогатилась новыми смысловыми оттенками.

Тацу Ниси установил временную конструкцию под названием «Жилая комната» в одном из залов Зимнего дворца. Внутри этой конструкции устроена обычная меблированная комната, в которой парадная люстра зала неожиданно оказывается частью обстановки. Таким образом, у зрителя появляется возможность почувствовать себя в музее как дома. Кроме того, автор обращает внимание на то, что каждая деталь убранства музея – экспонат.

Лаконичной инсталляцией «Красная веревка на розовом столе» Жоэль Тёрлинкс сообщает: «Вещь, лишенная всякого реального смысла, может быть названа объектом искусства». Этот самодостаточный арт-объект — метафора творческого процесса.

В одном из внутренних дворов Главного штаба расположилась самая масштабная инсталляция биеннале — «Срез» Томаса Хиршхорна, представляющая собой здание, лишенное фасада. Зрителю видны шесть внутренних типично петербургских комнат, ничем не примечательных, за исключением того, что стены их украшают подлинные произведения Малевича, Филонова и Розановой. Фасад здесь является метафорой истории – когда-то забытой, но ставшей видимой снова. Эта инсталляция — дань уважения художникам, мастерам русского авангарда.

Перформанс Ольги Житлиной «Конкурс анекдотов Ходжи Насреддина. Когда юмор – единственное оружие» состоял в том, что в разных точках города (чайханах, кафе, парках) проводились конкурсы шуток и анекдотов среди мигрантов, живущих в Петербурге. Смех перемешивает все разделения и уравнивает людей. Перформанс посвящен идеям терпимости и объединения общества.

Дело в том, что современное искусство – это не то искусство, плоды которого нужно приобретать, чтобы вешать на стену и любоваться. Для сравнения могу провести аналогию со смыслом жизни. Для кого-то смыслом жизни является приобретение недвижимости, дорогих автомобилей и яхт. А для кого-то гораздо большую ценность представляет его жизненный опыт и впечатлния, например, впечатления от путешествий по миру. В одном случае плоды жизни можно потрогать и пощупать, во втором после смерти человека остается не дорогая машина, которая со временем станет дешевой, а останется память о нем, о том, что он сделал.

Таким же образом можно сравнить искусство классическое, где есть конкретный предмет, например картина, и есть его конкретная стоимость. А в современном искусстве зачастую даже нет этого предмета. Есть некоторое действие – перформанс, который будоражит наше сознание и оставляет о себе впечатление.
Изучая произведения «Манифеста 10», словно в игре квест, нужно разгадать загадку, которую хотел загадать нам автор. Даже если мы не будем помнить, какие там были веревочки или кубы, мы запомним самое главное – нестандартный подход.

На один и тот же предмет можно смотреть с разных точек зрения. Для кого-то это просто веревка, а для кого-то эта веревка может олицетворять собой современное искусство. И я думаю, что благодаря такого рода перформансам и инсталляциям сегодня люди больше расположены мыслить нестандартно. Как результат, мы имеем активно развивающиеся науку и искусство.

В отличие выставок классического искусства, посетив Манифесту, мы задаемся многими вопросами. И, как результат, развиваемся и начинаем мыслить нестандартно.

Для меня по-прежнему остается вопросом насколько современное искусство вообще искусство, если оно стало ставить перед собой такие задачи как удивлять и развивать. Бесспорно, такое искусство, несущее в себе немало загадок, производит сильное впечатление. Оно может послужить толчком к созданию чего-то принципиально нового, нетривиального. Конечно, в поисках культурных развлечений многие предпочтут посетить музей. Но если вам нравится учиться и разгадывать загадки, то, безусловно, такая выставка не менее интересна для вас!

Источник:
«Архитектурный Петербург» №7 (30) 2014, октябрь-ноябрь
Информационно-аналитический бюллетень Союза архитекторов Санкт-Петербурга, ОАМ, СРО НП «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


7 × восемь =

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>