06 Апр 2017

Кто здесь лишний: восемь футуристических современных зданий Петербурга

Неоднозначные творения архитекторов XXI века в обзоре «Карповки».

К современным футуристическим сооружениям в Петербурге относятся по-разному, обычно в зависимости от того, в какую книгу они попали. В «Белую» книгу архитекторы и видные жители города включают удачные, с их точки зрения, здания, а в «Черную» — градостроительные промахи. «Карповка» выбрала из цветных книг наиболее спорные примеры архитектуры XXI века в Петербурге и вместе с экспертами и горожанами попыталась выяснить, что не так с этими зданиями. Для этого мы сравнили комментарии архитектурных критиков и пользователей портала Citywalls.ru.

Величественный дореволюционный Петроград, насыщенный промышленным авангардом Ленинград и современный Петербург с синдромом гигантизма выглядят как совершенно разные города. В XXI веке архитекторы строят здания так, как им хочется, поэтому городские сооружения последних десятилетий не блещут единым стилем. По словам архитектора Михаила Мамошина, «в новостройках палитра идентичности Петербурга может быть шире, чем в его историческом центре, но ее важно вернуть в наш город».

Академия танца под руководством Бориса Эйфмана: а был ли кинотеатр?

Автор проекта: архитектурное бюро «Студия 44»
Год постройки: 2013
Адрес: Большая Пушкарская, 14Б / Лизы Чайкиной, 2

Для создания академии пришлось снести бывший выявленный памятник — кинематограф «Ассамблея». В память об уничтоженном здании на фасаде нового воссоздали полукруглую нишу, украшавшую кинематограф. Для строительства академии также пришлось разобрать часть заброшенного особняка Добберта — одного из двух деревянных домов в Петроградском районе. Само здание реконструировали и восстановили в нем исторические интерьеры. Эйфман решил разместить в них музей балета.

Несмотря на включение в «белую» книгу как удачного, по мнению горожан, здание стоит не на месте. «Уничтожили пространство с садом и здание старого кинотеатра, создали близкостоящий задник для прекрасного деревянного дома, каких в городе почти не осталось», — жалуется жительница города Елизавета.

circleАрхитектурный критик Мария Элькина:

«Академия — очень удачное здание и лучшая работа „Студии 44“ в Петербурге. Недостатки у нее есть, но обсуждать их не хочется, приятно смотреть на фасад, он очень тонко и лаконично сделан».

Жилой дом «Иматра»: стекающие балконы

Автор проекта: мастерская Романова
Год постройки: 2008
Адрес: Малый проспект Петроградской стороны, 30

Восьмиэтажный дом изломанной формы, названный в честь соседнего с Петербургом финского города, появился на пустом участке Малого проспекта. Архитекторы решили поэкспериментировать на Петроградской стороне и наклонить стеклянные плоскости лоджий, чтобы создать на здании эффект «падающей воды». Эксперты посчитали это решение удачным и включили дом в «белую» книгу. Михаил Мамошин полагает, что дом в традициях суперматизма (сочетание геометрических фигур разной величины — прим. ред.) «неплохо вписался в среду и не нарушает пропорций».

При этом горожан возмутила странная «подтекающая» архитектура, уплотнительная застройка проспекта и неуместное соседство с домами начала XVIII века. Петербуржец Александр отметил, что «построить в этом районе такой дом — это словно надеть классический строгий костюм, а потом нацепить на голову какую-нибудь смешную шапку-петушок». 

circleМария Элькина:

«Это здание — удачная по своему времени задумка с совершенно чудовищным исполнением. По идее могло бы быть красиво, а на практике неловко смотреть на фасад, так неудачно положена на него плитка».

Жилой дом на Советской улице: жизнеутверждающий утюг

Автор проекта: архитектурное бюро «Студия 44»
Год постройки: 2006
Адрес: 10-я Советская, 4–6

На месте доходного дома Кварта 1913 года в стиле модерн сейчас находится здание, как будто собранное из деталей конструктора. Из-за своей формы оно получило в народе название «дом-утюг». Ломающиеся стены здания символизируют, как «живой организм реагирует на давление от заключенного внутри большого круглого двора».

По мнению создателей, несмотря на свое расположение на неудобном участке в форме треугольника, здание «несет в себе заряд жизнеутверждающей энергии». Благодаря своему метафоричному посылу оно заслужило место в «белой» книге. Горожане, однако, оптимизм создателей не разделили и отметили, что «нынешний тяжеловесный утюг, увы, украшением района не является».

circleМария Элькина:

«Как и в случае с  „Иматрой, здесь есть интересная задумка с наложением объемов. Однако на практике вы видите вот этот вечный искусственный гранит в цокольном этаже. Его бы следовало запретить».

Жилой комплекс «Аврора»: незваный гость

Автор проекта: архитектурная мастерская Садовского
Год постройки: 2000–2005
Адрес: Пироговская набережная, 7А

Дом со шпилем возвышается в историческом центре Петербурга не первое десятилетие, но по-прежнему возмущает консервативных горожан. По их мнению, «этой безвкусице не место в культурной черте города». Строительство 20-этажной элитной высотки с короной из пентхаусов прерывалось из-за конфликта с КГА. Однако в начале ХХ века у города не было достаточных прав запретить высотное строительство в центре, и в суде дали добро.

Здание возвели в зоне с жесткими ограничениями нового строительства, которые не были соблюдены. Впоследствии ВООПИиК признал 73-метровую «Аврору», как и соседний 76-метровый ЖК «Монблан», градостроительными ошибками. В «черной» книге здание нарекли «искажающим панорамы набережной Невы».

circleМария Элькина:

«ЖК  „Аврора — лишь чуть более удачное здание, чем Монблан. Хотя если смотреть очень пытливо, можно разглядеть в нем некоторое обаяние 1980-х годов, но местоположение не предполагает толерантного отношения».

«Невская ратуша»: пузырь для правительства

Автор проекта: архитектурная мастерская «Герасимов и партнеры»
Год постройки: с 2010 по настоящее время
Адрес: Дегтярный переулок, 11, литера Б

Строительство первой очереди бизнес-центра «Невская ратуша» завершилось в феврале 2017 года. В нее вошли здание горадминистрации «Смольный-2» и два офисных корпуса. По плану, в «Невской ратуше» должны объединиться самые престижные офисы и главные городские ведомства, ранее разбросанные по разным зданиям.

Здание венчает купол, похожий на большой стеклянный пузырь, который как будто поднимается из корпусов. Много споров вызвала высота пузыря — 55 метров, которую в итоге разрешили, поскольку, по петербургским традициям, масштабные сооружения принято украшать еще более масштабным куполом. В «черную» книгу попал как раз завершающий элемент здания. По словам авторов, он противоречит архитектуре комплекса и выступает «прецедентом утраты петербургской идентичности в угоду глобализации».

circleМария Элькина:

«Невская ратуша — одно из лучших зданий современного Петербурга. Оно сделано в духе города, с отрисованными фасадами, со сменой видов в зависимости от точки зрения. Пожаловаться можно разве что на ветер, что всегда попадает в каре (прямоугольный внутренний двор — прим. ред.)».

ЖК «Платинум»: дом волнуется раз

Автор проекта: архитектурная мастерская Цыцина
Год постройки: 2009–2013
Адрес: Свердловская набережная, 58, литера А

Разноэтажное здание в стиле хай-тек попало в «черную» книгу за то, что «нанесло ущерб восприятию Смольного собора и разрушило панораму Свердловской набережной». Волнообразная форма фасада позволяет жителям элитных квартир смотреть на нее из окон.

Горожане отмечают, что им очень нравится расположение дома и низкие для бизнес-жилья цены: за «двушку» площадью 60 «квадратов» придется отдать 7,5 млн рублей. Чем дальше квартиры в здании от панорам набережной — тем они проще и дешевле. Однако петербуржцев смущает двор «колодцем» и огромное количество квартир в доме — 601. «Это все-таки жилье не эконом-класса, не хотелось бы улея», — отмечает жительница города Инга.

circleМария Элькина:

«ЖК  „Платинум невозможно обсуждать, в нем все плохо, и объем здания, и отделка, и цокольный фасад. Остается только удивляться, что его автор Сергей Цыцин продолжает участвовать в городских мероприятиях, получать заказы и раздавать интервью профессиональным изданиям. За такое нужно выдворять из профессии — не законодательно, конечно, но на уровне общественного мнения и цеховой солидарности».

Жилой комплекс на Шпалерной: позвони мне, позвони

Авторы проекта: архитекторы Земцов и Кондиайн
Год постройки: 2006
Адрес: Шпалерная, 60

Для создания стеклянного жилого комплекса пришлось снести жилкомбинат для работников водопроводной станции, построенный на месте Аракчеевских казарм в 1930 году. Жилое здание, где сейчас находится Музей истории телефона, состоит из восьми девятиэтажных башен, накрытых четырехэтажными галереями.

Панорамные лифты, видовые квартиры и соседство с набережной Невы не смогли подарить дому признание горожан. По мнению ценителей классического Петербурга, «стеклянный монстр» заметно контрастирует с соседними домами. В «черной» книге указано, что он «не только искажает масштаб сложившейся застройки, но и нарушает восприятие Смольного собора».

circleМария Элькина:

«Дома на Шпалерной, 60, сделаны в подражание финской архитектуре, но финской аккуратности им недостает. Они до сих пор выглядят как недострой, а жаль. Ну и снова цоколь — это вообще очень вредная градостроительно штука, хотя владельцам квартир, может, и приятно ощущать себя несколько приподнятыми».

«Санкт-Петербург плаза»: выпьем за жилье

Автор проекта: архитектурное бюро «Евгений Герасимов и партнеры»
Год постройки: 2008–2010
Адрес: Малоохтинский проспект, 64, лит. А, Б, В

Бизнес-комплекс между Большеохтинским мостом и мостом Александра Невского состоит из трех зданий, доминантой которых выступает 21-этажный стеклянный «стакан». В нем расположился головной офис банка «Санкт-Петербург», два соседних дома арендуют под офисы. Как раз близость к Неве, которой так гордится застройщик, стала поводом для внесения здания в «черную» книгу. Ее составители отмечают, что комплекс «привел к утрате петербургских традиций застройки набережных».

«Этот дом плох именно своей неуместностью на этом месте — как темная клякса. Среди современных и соразмерных зданий он смотрелся бы неплохо, но здесь — как сор в глазу», — согласна с архитекторами жительница Петербурга Наталия. Когда в Петербурге солнце, дом предстает как зеркало для соседней церкви, входящей в Александро-Невскую лавру.

circleМария Элькина:

«Санкт-Петербург плаза“ — не мое любимое здание, но критики, которая на него обрушилась, он явно не заслуживает. Это очень качественная архитектура и очень прочно связанная с петербургскими традициями ансамбля и рисунка. Так что даже странно, что градозащитники его ругают вместо того, чтобы ставить в пример. Лично мне нравится в архитектуре большая свобода и меньшая строгость. Но и рифма, которую изгиб здания создает барочной архитектуре Петербурга, тоже очень симпатична. Такая связь времен может и должна быть».

Быть или не быть в Петербурге масштабным футуристическим зданиям — неоднозначный вопрос. Ясно одно — с пришедшей в XXI веке в Петербург тенденцией к «путинскому гигантизму» наш город уже не будет «ламповой» европейской резиденцией, облюбованной царями.

P.S. В дальнейшем «Карповка» собирается подробнее разобраться, как связаны самые масштабные петербургские стройки последних лет с политическими изменениями в нашей стране.

Ирина Геттингер

Источник: karpovka.com

Фото: Игорь Логвин / «Карповка»

Сохранить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


× 8 = тридцать два

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>