18 Мар 2016

arendator.ru: Сергей Орешкин: «Ограничение функций территории приводит к невозможности развития для города»

Развитие намывных территорий в Санкт-Петербурге — одна из главных градостроительных задач текущего времени. Первое место международного конкурса на разработку архитектурно-градостроительной концепции развития намывных территорий на Васильевском острове совместно с голландским консорциумом KCAP Holding B.V. & Orange удостоилось российское архитектурное бюро «А.Лен». Мы поговорили с Сергеем Орешкиным, руководителем бюро, о том, какие идеи будут воплощены в проекте и чего стоило соединить историческую линию застройки с современными решениями.

Расскажите об идее, которая легла в основу предложенной вами концепции.

Стоит начать с того, что история развития намывных территорий на Васильевском острове получила развитие в 2004 году. Проектировочными работами занималась компания Gensler Development. Генеральный план развития намывных территорий в Санкт-Петербурге за их авторством очень своеобразный и необычный: он имеет серповидную структуру. К сожалению, большинство застройщиков не учитывают эти особенности, приходя с рядовыми проектами. Наша точка зрения заключалась в том, чтобы максимально использовать преимущества генерального плана намыва, сформированногоGensler Development.

Предложенная нами концепция – это некий манифест «морского» фасада и морской стихии. При этом, говоря об идее, мы не подразумевали суровые холодные штормы, а, скорее, золотые пляжи с мелким песком, ласковые ветра и солнце. Отсюда родились соответствующие названия будущих кварталов: «Бриз» и «Пассат». Наша идея воплощает в себе образ нордического Ганзейского города с торговым фасадом, о котором мечтал когда-то Петр I. При этом мы постарались органично вписать эти решения в тот градостроительный модуль, который позволил городу войти в состав городов «Юнеско».

Не создадут ли новые строения конфликта с исторически сложившейся структурой?

Так сложилось, что земельные наделы и архитектурные приемы с Петровских времен, сформировали свое пространство. Габариты кварталов и их высотность способствовали тому, что у нас образовался плоский город. И этот город приобрел по основным своим фасадам и магистралям так называемую «небесную линию». В своем проекте мы сформировали связующую нить между прошлым и современностью. Мы рады, что «Юнеско» охраняет те «небесные линии», которые расположены вдоль панорам открытых набережных первого вида (Дворцовая, Адмиралтейская, Мытнинская, Шмидта, Мартынова). Есть также и небесные линии второго плана:это улицы, которые идут перпендикулярно основным набережным.

Учитывая эти особенности, мы разработали математическую модель, с помощью которой можно видеть, как колеблется эта «небесная линия» по территории всего города. Этот принцип мы распространили в том числе и на кварталы, для которых разрабатывали концепцию. Еще одним плюсом подобной модели является возможность использовать ее для всей территории намыва, а также длярайонов, которые могут примыкать к центральной части города. С этой простой параметрической математикой мы хотели связать каждый угол, чтобы не рисовать кварталы по отдельности, а сформировать большой глобальный массив, который рассекается дорогами, а затем уже корпусами отдельных домов.

Какие данные потребовались для расчетов?

В такую модель необходимо включить различные параметры, к примеру, высоту карниза Зимнего дворца, высоту среднего карниза, который указывает Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) в охранной зоне по разным стилистическим районам (модерн, эклектика). Плюс есть фактор влияния периода советской застройки Васильевского острова, который весьма значителен. Все эти параметры вводятся в модель, учитываются при вычислениях, а на выходе получается комплексная матрица. Затем данная матрица позволяет внутри себя проявить художественные качества конкретного архитектора. При этом во всей застройке сохраняется четкое связующее звено.

Каково будет соотношение жилых и коммерческих площадей в рамках развития рассматриваемых территорий?

В программе и правилах застройки установлено значение 50/50. Но мы считаем, что такое соотношение не совсем обоснованно. Кварталы, тяготеющие к метро, могли бы быть коммерческими целиком, нет необходимости строить в этой зоне жилые здания, которые неизбежно будут сталкиваться с бизнесом, гостиницами и другой инфраструктурой. В свою очередь, есть зоны, которые на 100% можно было бы сделать закрытыми и жилыми, не считая размещения необходимых коммерческих объектов районного масштаба и шаговой доступности. Исходя из этого, мы вынесли всю основную коммерцию в порт — район строительства будущей станции метрополитена.

Жилье оптимально расположить в спокойных зонах, где окна будут выходить на южную сторону. Стоит напомнить, что для коммерции не столь уж и важна ориентация по сторонам света, а для жилья в наших природных условиях -  это критичный показатель. Коммерческие объекты стоит расположить так, чтобы они максимально защищали от квартал от ветров, которые дуют с акватории. Чтобы ограничить излишнее движение воздушных масс, на мысе планируется сконструировать специальную преграду. Также на мысе планируется расположить защитную стену, которая будет создавать преграду холодным ветрам.

А каков будет состав коммерческих проектов?

Конкретных рекомендаций не обозначалось, но, учитывая наш рынок, не стоит ограничивать функционал будущих объектов. Необходимо создать условия для формирования зданий различного назначения, чтобы при необходимости разместить арт-кластер или гостиницу с необычной концепцией это не стало проблемой. Любые функциональные ограничения, на наш взгляд, мешают естественному развитию города.

Жилые комплексы в проекте планировки будут именно «жилыми» или в качестве апартаментов?

Жилая часть будет реализована в классическом формате. А вот в коммерческой, скорее всего, могут появиться гостиницы и апарт-отели, которые занимают некое промежуточное форматное положение.

Какова будет структура офисной застройки?

Несмотря на то, что сейчас наблюдается тренд на офисы эконом-форматов, в рамках рассматриваемой нами территории существует одно неоспоримое преимущество – это морской фасад и соответствующие видовые характеристики. Такие условия предполагают высокий класс объектов, поэтому доминировать будут офисы класса А.

Планируется ли озеленение территории?

В проекте предусмотрено создание достаточно большой сквозной зеленой линии, которая станет общим бульваром, соединяющим все новые кварталы. Там будет несколько километров велосипедных и пешеходных путей и внутренний парк.

То есть в итоге это должен быть самодостаточный район, откуда фактически можно будет даже не выезжать?

В плане общественной, торговой, спортивной и культурной функций –вполне возможно. Единственное, что, скорее всего, вряд ли получится создать достаточное количество подходящих точек приложения труда, но это будет, пожалуй, единственный такой момент. После того, как начнут полноценно работать все элементы транспортной системы, которые должны там появиться, район станет одним из лучших в городе по показателям транспортной доступности.

Какие сложности могут возникнуть при реализации такого многогранного проекта?

Особенных сложностей возникнуть не должно, поскольку это не первый подобный проект и соответствующий опыт у нас уже есть. Единственное — это трудности во взаимоотношениях с городом, поскольку проведение коммуникаций и прокладка сетей занимают большое количество времени. Процесс согласования процессов достаточно медленный, хотя город несет расходы только на первом этапе при прокладке сетей, а затем получает прибыль от налогов, продажи энергоносителей и т.д. Стоимость прокладки тепловых сетей отбивается всего за пять лет, а энергосетей при нынешних тарифах за три года.

Первое место на конкурсе было поделено между вами и европейским консорциумомKCAP+Orange. Расскажите, в каком формате организовано взаимодействие между вашими компаниями?

Голландская и датская школы архитектуры сегодня являются мировыми фаворитами в индустрии, и с такими компаниями будет приятно поработать. У нас априори не может быть каких-то конфликтов, потому как мы работаем на одном уровне и в духе европейской школы. Наши западные партнеры также рады такому сотрудничеству и всегда искренне приходят в восторг от того, что в России есть бюро, работающие с ними в одном направлении.

Каков функционал вашей компании в этом проекте?

Изначально нас позиционировали в качестве адаптера, однако мы придерживаемся мнения, что синергия обязательно должна присутствовать в подобных формулировках. У консорциума KCAP+Orangeсвой взгляд, который мы должны были грамотно передать в соответствии с текущим рынком. Также не стоит забывать и о таких вещах, как типология квартир, которая в Европе примерно в 20 раз шире, чем сегодня предлагается на российском рынке. И это тоже необходимо приводить в соответствие с отечественными стандартами.

Будет ли рентабельно у нас такое строительство?

Я в этом уверен и считаю, что нужно создать качественно новый продукт, который будет достоин нашего города.

Когда планируется реализовать проект?

Все это планировалось приурочить к запуску Западного скоростного диаметра (ЗСД), а он должен начать функционировать в 2017 году. Как только на этих территориях будут проложены сети и откроется ЗСД, то все процессы по развитию ускорятся в разы. Когда люди поймут, что с транспортной точки зрения локация становится очень выгодной, то землю тут же расхватают как горячие пирожки.

Повлияет ли экономическая ситуация на характер процесса развития застройки территории?

Безусловно, но в этом как раз и была наша роль как адаптера – дать ответы, которые позволят настолько оптимизировать инженерные решения, чтобы инвестор смог уверенно заниматься строительством.

Безусловно, но в этом как раз и была наша роль как адаптера – дать такие решения, которые внесут большой ресурс, для того, чтобы инвестор мог уверенно заниматься строительством. У нас есть большая научная база, которая позволит оптимизировать инженерные решения для проектов. Наши разработки в этой области позволят снизить себестоимость будущих проектов на 30-40% относительно среднего показателя по рынку.

Беседу вел Антон Мошкин

Источник:  space.arendator.ru

1 коментарий

  • Николай Н.:

    Транспортная доступность и залив, безусловно, привлекут большие инвестиции. Впереди, наверняка, много конкурсов на намывных территориях.
    Хорошая статья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


шесть − 2 =

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>