04 Дек 2015

Форсайт-2015: в поисках идеального «спутника»

Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Федор Гаврилов
Архитектурный форсайт проекта «Будущий Петербург» проводится уже в четвертый раз. В разные годы участники конкурса сталкивались с самыми разными территориями (Обводный канал около Балтийского вокзала, Канонерский остров, берег Невы в районе Кожевенной линии), но наша сверхзадача всегда оставалась неизменной: силами творческой молодежи (под водительством опытных мастеров) осмыслить и визуализировать разные варианты градостроительного развития в большей или меньшей степени заброшенных и стратегически очень перспективных кварталов Петербурга. И вот в 2015 году вдруг все поменялось. По крайней мере, на первый взгляд

Форсайт «Будущий Петербург 2015″
Новые города Ленинградской агломерации» — так звучит тема форсайта в этом году. Конкурсантам было предложено разрабатывать свои виртуальные проекты применительно к землям, которые не просто востребованы — их буквально рвут на части. И происходит дело не в Петербурге, а в сопредельной с ним Ленинградской области. Такая перемена мест, разумеется, не случайна. По мере того как свободная земля (я бы сказал: «легкая» земля) в Петербурге закончилась, массовая застройка ушла за Кольцевую автодорогу. Там, где еще несколько лет назад росла картошка, выросли новые многоэтажные кварталы. Теперь Петербург — это Всеволожск, Мурино, Кудрово, Янино, Сертолово. По данным риелторов, только за три квартала 2015 года в новостройках Ленобласти было продано 1074 «квадрата» недвижимости, то есть примерно 28 тыс. квартир. Только продано, а построено куда больше.

Казалось бы, там-то все хорошо, все растет и развивается. Но специалисты (и, увы, жители) новых кварталов знают: да, растет, но развивается плохо. Не хватает элементарных подъездов к жилью, парковок, социальной инфраструктуры, и, конечно, там нет рабочих мест. Тем более обидно, что маркетологи из строительных компаний легко и непринужденно называют эти новые населенные пункты городами-спутниками.

Маркетологов можно понять. Со словом «спутник» у людей старше сорока связано множество неопределенно-позитивных ассоциаций: космос, полет, Гагарин, мама и папа еще совсем молодые… Но в нынешней практике эти конгломераты жилых высоток ничего особенно позитивного в себе не несут. Крыша над головой — это прекрасно. Но тот, кто по бедности вынужден там квартировать, сталкивается с морем проблем, часть из которых я упомянул выше. Есть ощущение, что хорошего выхода из сложившейся ситуации нет. Дороги и социалка всегда будут отставать, время в пути на работу и с работы (а работа вся в городе) только рас- тягиваться… Словом, в 2015 году мы пригласили молодых архитекторов и их наставников пофантазировать: а как должны были бы планироваться новые населенные пункты Петербургской агломерации в идеале?

Важной для нас новацией стало приглашение в команды студентов экономических и социологических факультетов петербургских вузов. Ведь, перефразируя известную максиму о взаимосвязи исторической и филологической наук, можно сказать, что архитектура без экономики прижата к земле, а экономика без архитектуры витает в воздухе. Ну а строительство новых городов без современных социологических исследований — изучения потребностей, планов, проблем будущих жителей — это как навигация в космосе по книгам Коперника. Но, увы, современные правила (и не в последнюю очередь понятия), по которым живет и работает наш строительный рынок, ничего этого не предполагают. В итоге страдают все — и покупатели квартир, и предприниматели, и власти всех уровней.

Когда проблемы нарастают, может быть, стоит изменить modus operandi? В сущности, в этом и состоит задача форсайта 2015 года — попробовать посмотреть на проблему проектирования больших поселений под новым (или отчасти хорошо забытым старым) углом зрения. А что у нас получилось, скоро узнаем. Ниже приводятся краткие презентации предварительных (подчеркнем это!) вариантов, можно сказать эскизов, работ команд — участниц форсайта. Из этих эскизов ясно, в каком направлении ведется поиск идеального города — спутника Петербурга.

В заключение я хотел бы вспомнить замечательного урбаниста и обаятельного человека Михаила Петровича, который ушел от нас в этом году. Весной 2012 года именно Михаил Любомирович первым из профессиональных градостроителей заинтересовался нашим начинанием — архитектурным форсайтом, доброжелательно выслушал, дал несколько важных советов и даже институционально приютил, а затем неоднократно участвовал как эксперт в наших дискуссиях, чем заслужил благодарную память ветеранов проекта «Будущий Петербург».

Строительство новых городов без изучения потребностей, планов будущих жителей — это как навигация в космосе по книгам Коперника. Но правила, по которым работает наш строительный рынок, этого не предполагают

«Строить спальные районы — не наш путь»

Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области

«Молодые специалисты, будь то архитекторы, инженеры или экономисты, не скованы негативным опытом, грузом повседневных проблем, ответственностью — в этом их преимущество. Они смотрят на жизнь творчески, у них полет мысли действительно свободный. Работая над задачами форсайта, они очень широко взглянули на возможности территорий Ленинградской области — настолько широко, что некоторые представленные проекты труднореализуемы. Тем не менее проекты очень интересные.

Мы видим, что зона жилой застройки Петербурга наступает на пригородные районы области, создавая избыточную нагрузку на все виды инфраструктуры. В то же время есть удаленные районы, которые нуждаются в девелопменте, но бизнес туда идет пока неохотно. Нам важно, чтобы область развивалась равномерно. На каждой территории необходим баланс жилой застройки, рабочих мест, зеленых пространств и т.д. Строить только спальные районы — это не наш путь. Молодые архитекторы продемонстрировали неординарные пути поиска такого баланса, и в этом сильное место их работ».

«Следующий шаг — пятно под застройку»

Олег Романов, президент Санкт-Петербургского союза архитекторов

«Форсайт проекта «Будущий Петербург» — это не только удачное сочетание опыта мэтров со свежим взглядом молодых архитекторов, но и развитие в практическом ключе актуальной дискуссии о полицентризме. Профессиональное сообщество, представленное архитекторами и градостроителями, активно обсуждает темы полицентричного Петербурга и полицентричной агломерации. Но до сих пор это был теоретический разговор об оптимальных градостроительных моделях, а сегодня мы увидели наполнение дискуссии практически применимым содержанием. Мне радостно видеть, как молодые люди «приземляют» правильные градостроительные идеи на местность, планируют рабочие места и объекты инфраструктуры. Мне кажется, что следующий этап — определение пятна под строительство идеального города-спутника».

ДОЙТИ ДО НОВОГРАДА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМАНДЫ КОНСТАНТИНА ЩЕРБИНА

Наша концепция предполагает проектирование города-спутника Новоград у границ Ленинградской и Новгородской областей с приданием ему функций, позволяющих решить несколько острых проблем агломерации Санкт-Петербурга.

На территории агломерации сложилась сложная градостроительная ситуация. В административных границах Петербурга практически не остается пятен под масштабную жилую застрой- ку, поэтому девелопмент неуклонно смещается за КАД, перегружая первый пояс агломерации, — наблюдается бес- контрольное разрастание коттеджных и высотных спальных районов. В результате в радиусе 30-50 км вокруг Петербурга нагрузка на все виды инфраструктуры и окружающую среду заметно превышает допустимый уровень. Текущий градостроительный процесс только усугубит уже существующие проблемы. Успех попыток развития городов-спутников в первом поясе агломерации маловероятен, так как их связь с метрополией слишком сильна и поставленная задача разгрузки Санкт-Петербурга от транспортных потоков не будет решена.

Решением проблемы, на наш взгляд, является формирование городов-спутников во втором поясе агломерации, в пределах 80-100 км от центра Санкт-Петербурга. Тем самым будет предотвращено стихийное разрастание застройки в ближнем и срединном пригородах, вместе с тем снизится влияние транспортных проблем. Мировой градостроительный опыт показывает, что подобный комплексный подход к проектированию городов-спутников объективно целесообразен, особенно для крупных агломераций, обладающих развитой дорожной сетью.

Еще с древних времен предпочтительным считалось строить города на пересечении крупных транспортных и торговых путей, у разливов рек, вблизи богатых лесов и плодородных земель. Таким благоприятным для экономического роста местом является Трубникоборское сельское поселение в Тосненском муниципальном районе. Через Тосненский район проходят ключевые транспортные коридоры: Панъевропейский, ответвление Север — Юг, Северная Европа — Китай и Северо-Запад Рос- сии — Урал. В московском направлении проложена дорожная сеть, включающая в себя трассу Е-105), федеральную трассу М11, а также железнодорожную высокоскоростную пассажирскую магистраль Санкт-Петербург — Москва, которая позволит добираться от города-спутника до центра Санкт-Петербурга менее чем за полчаса. Эти трассы пересекаются с автодорогой на Китай, а также с магистралью внутрисистемного значения Р-41, образуя каркас Новограда.

Предполагаемый город-спутник будет расположен в богатом природном окружении. На севере он граничит с двумя особо охраняемыми природными территориями: заказником «Река Тигода» и заказником «Вериговщина». Южную границу образует река Равань с многочисленными рукавами и лесными массивами по берегам. Трассировка реки наравне с дорожной сетью является градообразующим элементом.

Экономика Новограда на первом этапе будет представлена четырьмя секторами: промышленно-производственным, общественно-деловым, туристско-рекреационным и жилищным. Промышленно-производственный сектор может включить в себя эффективную лесопереработку, автомобильную промышленность, пищевую промышленность и добычу полезных ископаемых — торфа, известняков и т.д. Общественно-деловой сектор станет ядром города: на его территории планируется размещение офисного квартала, торговых и досуговых центров. Жилой массив раскинется вдоль реки Равань. Ее рукава удачно разбивают территорию на отдельные полуострова, каждый из которых станет самодостаточным жилым кварталом. Всего планируется устройство четырех таких кварталов с общей численностью жителей порядка 60–80 тыс. человек. В разливах рукавов реки предполагается создание рекреационных зон, спортивных сооружений, лечебных центров, проведение туристических мероприятий.

Таким образом, Новоград — это современный перспективный проект города- спутника Санкт-Петербурга, способный за счет своего производства и инфраструктуры решить проблемы, существующие на данный момент в агломерации. Он станет комфортным для жизни, работы и отдыха центром, который притянет к себе деловую активность, разгружая первый пояс агломерации и укрепляя экономику периферийных районов.

ПОВСЕМЕСТНЫЙ СПУТНИК

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМАНДЫ ДАНИЯРА ЮСУПОВА

В процессе исследования мы установили, что традиционно город-спутник создается под крупный научно-исследовательский, военно-стратегический или производственный проект. Это наглядно демонстрирует история таких городов-спутников, как Королев, Милтон-Кейнз и Иври-сюр-Cен. Однако в текущей социально-экономической ситуации создание эффективного города-спутника традиционного типа невозможно. С другой стороны, даже в случае появления инвестиций для старта судьба созданного под него города целиком зависит от успешности этого проекта. Большинству таких городов угрожают проблемы, типичные для моногородов.

Исходя из этого, мы предлагаем создавать спутник на других основаниях. В нашей концепции ключевым аспектом успешности нового города станет инфраструктура доступности, то есть максимально развитые коммуникации. При формировании дорог и транспорта будущего города-спутника расстояния преодолеваются так быстро, что город может быть распределен по достаточно большой территории. Качественные преобразования образа доступности изменят правила игры на рынках занятости и жилья в масштабе региона. Если сейчас занятость агломерации концентрируется в Санкт-Петербурге, то позже переместится на территорию области.

Постепенно сформируется новый, более оседлый образ жизни — интернет сделает значительную часть перемещений, ныне совершаемых людьми, ненужной. Качество жилья будет определяться не привязкой к транспорту, а фундаментальными факторами — ландшафтом, экологическими параметрами. Появится новый тип архитектуры, гибкий и долговечный, приспособленный для цикличного развития семьи и отражающий потребность человека в оседлости и капитальности.

С учетом фактора развитой доступности можно проектировать три формата города-спутника: кластерный, линейный и контурный, формирующийся на сумме слабых потенциалов. Эти принципы мы отработаем на пилотной территории между Гатчиной и Красным Селом. Основная задача — описать шаги для достижения такой доступности, ориентируясь на завтрашний день, поскольку технологии не стоят на месте. По нашему мнению, это и есть форсайт.

ПАРК С ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМАНДЫ АНТОНА ФИНОГЕНОВА

Географически город-спутник, который мы предлагаем сформировать, будет играть роль Южных ворот Петербурга; экономически — роль нового делового, инновационного и рекреационного центра.

Выбирая место для идеального города-спутника, мы проанализировали несколько территорий Ленинградской агломерации: поселок Скотное на севере, поселок имени Свердлова и Разметеле- во на востоке, Малое Карлино на юге и поселок имени Тельмана на юго-востоке. Первые три участка не подошли в силу наименее выгодного расположения и отсутствия поблизости точек притяжения. Поселок имени Тельмана оказался транспортно самым выигрышным: на участке имеются как существующие объекты железнодорожной и автомобильной инфраструктур, так и реализуемые в ближайшие годы (трасса Москва – Хельсинки и КАД-2). Таким образом, выбранное нами место в перспективе приобретает статус Южных ворот в город. Также важно, что совсем рядом располагаются крупные туристические центры Павловск и Пушкин.

Мы спроектировали несколько точек роста, которые станут важнейшими

элементами градостроительного каркаса. Первая из них — центр прикладных научно-экологических исследований по переработке отходов на месте нынешнего полигона Красный Бор. Его функция — переработка токсичных отходов экологически безопасными методами. Вторая — крупный транспортный узел и общественно-деловой центр районного значения. Их целесообразно формировать, поскольку на участке складывается редкая для Ленобласти совокупность современных элементов транспортной инфраструктуры.

Наконец, в качестве третьей точки роста мы видим инновационный тематический парк, включающий в себя развлечения нового формата, в том числе с использованием технологий дополненной реальности (разного рода картины, схемы, другие данные «всплывают» перед глазами человека, например, посредством очков типа Google Glass). Эти технологии в последние годы интенсивно развиваются в мире, причем внедряются как на промышленных объектах, так и в сфере досуга. Мы не забываем о уже существующих на территории предприятиях и в своем проекте постараемся интегрировать их в новый город-спутник.

ГАТЧИНА — СТОЛИЦА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМАНДЫ СЕРГЕЯ ОРЕШКИНА

В качестве объекта для изучения и развития мы выбрали Гатчину. На наш взгляд, она обладает потенциалом, необходимым для создания полноценного города-спутника. Гатчина расположена на ключевых транспортных путях и является крупнейшим городом Ленобласти. Она участвует в реализации важных инновационных проектов нашего региона, таких как Северо-Западный нанотехнологический центр и Международный центр нейтронных исследований.

Социально-экономический анализ показал, что трудовая маятниковая миг- рация из Гатчинского района в Петербург составляет 40 тыс. человек, или 16% населения. Это ресурс для развития, так как потенциально значительная часть этой группы может быть привлечена к участию во внутренней экономике города. Гатчина уже сегодня является значимым экономическим центром региона; в ней четко выделяются производственные кластеры, среди которых доминирующую роль играет кластер «пищевые продукты и напитки»; наблюдается высокая концентрация строящихся или уже функционирующих индустриальных парков. Гатчина обладает высоким инновационным потенциалом благодаря формирующемуся вокруг ПИЯФ им. Б.П. Константинова кластеру радиационных технологий и фармацевтическому кластеру на базе нанопарка «Гатчина». Инвестиционный приток в Гатчинский район составляет лишь 2–7% объема инвестиций в Ленобласть. Жилищное строительство здесь ограничено транспортным коллапсом внутри города и дефицитом площади под застройку. Таким образом, Гатчина нуждается в новых стимулах к развитию. Мы предлагаем три ключевых взаимодополняющих вектора этого пути.

Первый вектор: Гатчина — столица Ленинградской области. Данный сценарий предполагает перенос областного правительства в административный комплекс, построенный на западе города. Возможность этого варианта ранее обсуждалась, и мы считаем, что Гатчина отвечает требованиям, которые предъявляются к столице региона. Мы планируем спроектировать и предложить свой вариант административного комплекса под эти нужды.

Второй вектор: Гатчина — город инноваций. Для развития инновационного потенциала города мы разрабатываем комплекс необходимой исследовательской, экспериментальной и жилищной инфраструктуры.

И, наконец, третий вектор: Гатчина — город, комфортный для жизни. Помимо проектирования таких неотъемлемых элементов современного комфортного города, как сеть велодорожек, система общественных пространств, новые зеленые зоны, нужно предложить вариант решения транспортной проблемы.

Для этого мы проектируем перенос железнодорожных путей под землю, что не только объединит ныне разорванные городские территории, но и создаст богатые возможности для создания парковых зон и других общественных пространств.

Кремниевые долины Ленинградской области

Любовь Вовченко, директор по маркетингу компании «Главстрой-СПб»

«Полагаю, что период стихийной застройки пригородов Петербурга подходит к концу. Ему на смену придут продуманные проекты комплексного освоения территории в радиусе 5–15 км от Се- верной столицы и города-спутники на расстоянии 10–30 км от мегаполиса. Наиболее продуктивная идея в связи с этим — развитие полицентрических проектов комплексного освоения территории (КОТ), таких, например, как Кремниевая долина в Калифорнии. Первое, что должно быть в составе такого проекта, — места приложения труда, дающие импульс дальнейшему развитию территории, появлению рядом жилья, социальной и коммерческой инфраструктуры. Это позволит избежать маятниковой миграции и снизить нагрузку на транспортную инфраструктуру. Так, в ЖК «Юнтоло- во», возводимом нашей компанией, мы обсуждаем возможность формирования технопарка. Я не вижу препятствий для создания проектов КОТ такого типа. Другое дело, что только совместными усилиями девелоперов и государства можно привлечь на новые территории работодателей».

ДЕРЕВЯННЫЙ ГОРОД

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМАНДЫ РАФАЭЛЯ ДАЯНОВА

На территории Ленобласти практически нет предприятий, ориентированных на выпуск инновационной продукции. Слабо и неравномерно развита туристическая отрасль, не- смотря на большой потенциал ее развития. Сокращается население. Остро стоят экологические проблемы — загрязнение водоемов, расширение свалок. С нашей точки зрения, новый город-спутник должен содействовать решению этих проблем.

В мире стремление решить такие проблемы привело к появлению концепции устойчивого развития (sustainable development). В нашем проекте мы предлагаем использовать этот подход, позволяющий взаимосвязанно решать социальные, экономические и экологические проблемы. На практике это означает проектирование и строительство городов из экологически чистых материалов (преимущественно древесины), с высокими показателями энергосбережения, строительство инновационных производств с низким уровнем энергопотребления, низким уровнем (вплоть до нуля) отходов и загрязнения окружающей среды.

Мы предлагаем создать город-спутник, спроектированный по этим принципам, на территории Ломоносовского района, объединив Оржицкое и Ропшинское поселения. Место расположено рядом с КАД, трассой А120 (КАД-2) и Ропшинским шоссе. В 20–30 минутах пути на машине от предлагаемого участка находятся аэропорт Пулково, «Экспо- центр» и основные достопримечательности-пригороды: Ломоносов, Петергоф и др. Высокая транспортная доступность позволяет использовать территорию для строительства предприятий и в качестве туристического хаба. Близость к городу делает это место привлекательным для жилой застройки.

Плюсами территории также являются разнообразный рельеф, возможность объединить ресурсы нескольких поселений, наличие инженерных сетей; на территории есть артезианские источники, центр рыболовства, озера, конеферма, птицеферма, усадьбы и заказники.

В городе-спутнике мы предлагаем создать научно-производственный комплекс, включающий профессионально-технический и исследовательский центр деревянных конструкций (втуз); предприятие по производству CLV-, CLT-, LSL-панелей и сборке из этих панелей домов; предприятие по утилизации древесных отходов — котельную, работающую на щепе; гостиницы и загородные дома премиум-сегмента; жилые дома экономкласса из деревянных панелей.

Предприятие создаст новые рабочие места, не загрязняя окружающую среду. Выбор производства по изготовлению панелей обусловлен преимуществами этой технологии, к которым относятся безусадочность, непромерзаемость, непродуваемость стен и стыков; возможность строительства домов до десяти этажей; высокая пожаростойкость; стопроцентная экологичность; легкость материалов (в шесть раз легче бетона).

Постройка домов из панелей обеспечит загрузку предприятия. Недорогие дома из экологически чистых материалов с низкой стоимостью обслуживания станут мощным фактором, притягивающим население в город. Гостиницы создадут новые рабочие места, обеспечат базу для туризма.

В России представлены практически все современные технологии индустриального производства деревянных домов. Необходимо делать следующие шаги — формировать современную российскую научную школу деревянного строительства и разрабатывать типовые проекты массовых деревянных домов.

ЭКОПОЛИС ИМЕНИ СВЕРДЛОВА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМАНДЫ СЕРГЕЯ ПАДАЛКО

По мнению нашей команды, поселок имени Свердлова обладает необходимым потенциалом для преобразования в город-спутник Петербурга. Он расположен к юго-востоку от Санкт-Петербурга на правом берегу Невы и административно входит в состав Ленинградской области. Поселок привлекателен в том числе своим ландшафтом — это необычная территория с целой системой водоемов. В целом территория поселка потенциально выгодна для ведения девелопмента и развития проектов малого и среднего бизнеса.

Уникальный ландшафт поселка имени Свердлова начал складываться в середине XIX века: здесь разрабатывали карьеры для местного кирпичного за- вода. Теперь в образовавшихся на месте карьеров озерах водится рыба, а старое кирпичное производство продолжает работать. Местные скважины некогда давали воду, соответствующую по химическому составу минеральной воде типа «Миргородская». В поселке сохранены объекты культурного наследия.

При высоком потенциале поселок испытывает серьезные трудности. В их числе: дефицит рабочих мест, устаревшие транспортная и социальная инфраструктуры, углубление экологических проблем. Об экологическом аспекте стоит сказать отдельно: Всеволожский муниципальный район страдает от разрастания незаконных свалок мусора — в частности, в поселке имени Свердлова в последние пять лет под захоронение отходов используются разработанные карьеры. Происходящее — настоящая экологическая катастрофа, разрушающая уникальный ландшафт поселка и ухудшающая жизнь людей.

Мы предлагаем превратить самую болезненную сферу жизни поселка в область его ключевых преимуществ, открыв новую страницу развития территории — в качестве экополиса-спутника Санкт-Петербурга. Удобное расположение поселка и благоприятные природные условия способствовали тому, чтобы в свое время здесь был запланирован национальный парк-музей «Человек и среда», посвященный взаимодействию человека с окружающей средой. Проект не реализован, но к нему можно вернуться. В целом предлагаемая командой концепция «Экополис» логично следует из особенностей территории и отвечает запросам общества.

Мы предполагаем сохранить существующие производства, а в случае кирпичного завода — дать новый импульс его развитию за счет нового малоэтажного строительства из местного кирпича. Создание комфортной для жизни среды вокруг карьеров-озер может стать и выгодным девелоперским проектом.

В нашей концепции предлагается использование затопленных карьеров под рыборазведение и открытие в поселке полноценного рыбоперерабатывающего завода с сопутствующим аграрным производством — выращиванием кормовых культур. Конечно, такой план невозможно реализовать без нормализации экологической ситуации в поселке имени Свердлова.

Еще одно ключевое в будущем направление развития поселка — экотуризм. Наличие скважин с минеральной водой, озера, красивый ландшафт — все условия благоприятствуют открытию здесь предприятия по выпуску минеральной воды, а также устройству водолечебницы со спортивно-оздорови- тельным комплексом.

Подробнее о ходе форсайта читайте на портале Форума «Будущий Петербург»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


− три = 6

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>