25 ноя 2010

Скромные радости

Читайте в журнале “Под ключ” №10 (2010)

Вероятно, привычка к визуальным недотепостям и оттого рефлекс тотально поносить все наше современное строительство так в нас укоренились, что вдруг увидев вполне сносное здание, сразу начинаешь верить, что жизнь налаживается. А может, и вправду они не так плохи.

Хочется верить, что два примера — новый mall на Марата и комплекс «Дом у Моря» не только симпатичны, но более того – симптоматичны. Если это так, то мы медленно-медленно входим в такую эпоху добротного безвременья петербургской архитектуры, каковой была, к примеру, вторая половина XIX века. Тогда тоже шедевров не строили, но и ничего особенно раздражающего не было (кроме потока в целом). В строительстве были качество и своего рода отсутствие индивидуальности, но так заполнялись почти все метрополии того времени. В Петербурге это было особенно заметно на фоне архисвершений классицизма. С ними уже ничего не сравнится, потому и равнение должно быть на середину. В начале XX века гипероткрытий тоже не было, но индивидуальность в модерне и неоклассике была, впрочем, несравнимо заметнее.

Пара этих нынешних примеров тем и заслуживает внимания, что хочется верить, что обвальный кризис первых двадцати постперестроечных лет можно преодолеть и мы постепенно подходим к нынешней европейской ординарности. Катастрофы последнего десятилетия были уж чересчур пошлыми: и набережная Робеспьера и новые дома на Шпалерной били по глазам, теперь же есть шанс на сглаженность. А может быть, и на радость.

Начнем с торгового центра. Их в городе выросли уже десятки, но на большую часть нельзя смотреть без раздражения. Хотя надо честно признать, что Vanity на Казанской, позади собора, было первой надеждой на обновление, к нему привыкаешь, и он даже нравится. Новый комплекс на Марата, 5–7, ругали долго и азартно, но результат вышел на редкость качественным. Это тем более отрадно, что до съедобного жилья неизбежно дорастают быстрее. Сначала хочется комфортный, а некоторым подчеркнуто модный дизайн внутри, место же создает требуемый статус. Потом приходят к дому – как новой постройке, а, вероятно, уже в финале – к облику офиса. Нельзя сказать, чтобы какая-нибудь крупная компания решилась на настоящий современный офис в центре, но вот до shopping-центра, кажется, мы уже дорастаем. И характерно, что удачный пример появился совсем близко от Невского. Архитектурная фирма «А. Лен» (главный там Сергей Орешкин) сделала довольно неожиданный, но редкостно удачный ход. Они не стали стилизоваться под старину или под довольно пошлый постмодернизм, поверхностно играющий формами и элементами прошлого (как это происходит с колоссом «Галереи» на месте ямы у Московского). Не рискнули они и на абсолютную актуальность, но подумали и обнаружили, что в центре у нас всякая архитектура есть, но конструктивизма мало, ар деко и вовсе нет. Этот дом настоящий и качественный ар деко, только не стилизующийся и не скрывающий своей новизны. Внешне почти конструктивизм: простой чистый стеклянный (стекло отменного уровня!) объем, разделенный сеткой полос, выступающим карнизом и ступенчато уходящий ввысь. Каждая следующая ступень утоплена больше, и оттого грузности нет. Угол плавно скруглен, но без динамики, а для плавности – как во флаконе для духов. Оттого он и ар деко: итог – декоративная стильность. Сам ход более чем конструктивистский, даже экспрессионистический – его реально ввел в архитектуру 20-х Эрих Мендельсон, но он взбудораживал – и в бюро, и в фабриках (вспомните наше «Красное знамя» на Петроградской), а дальше с этим стали обращаться стильнее – просто скругление, для мягкости и даже для элегантности. В Германии лучшие примеры таких построек дал Бруно Таут. У нас такого меньше, но главное, чтобы эта декоративность вышла качественной. А этот так называемый «николаевский пассаж» сделан на редкость добротно.

В процессе строительства был урезан вызвавший протесты козырек над утопленным балконом, поначалу хотели и большего остекления. Но это тот случай, когда правки только на пользу. Пилоны и полосы отделаны розовато-желтым итальянским керамогранитом, он теплый, на солнце – такого мягкого песочного оттенка, отчего улица получила приятное теплое пятно. Первый этаж стильно отделан гранитом (что плюс: в трех вариантах обработки). Любопытно всмотреться и в декоративные фризы, разделяющие этажи, технически это печать на стекле, выглядит даже интригующе.

Все помнят, что после снесенной церкви на этом месте в 1977 году появились «Невские бани» – серые и безликие, их утрату могут оплакивать только любители париться в привычном месте, а остальные могут только порадоваться – появилось нормальное и оптимистическое здание. Единственное, хотя и существенное, возражение – здание несколько крупновато для улицы Марата, если бы его процентов на 5–7 сделать поменьше, то было бы просто превосходно. Однако и так улица Марата в конечном итоге выиграла – на ее первом отрезке появился акцент. Прежде всегда знал, что на ней ничего нет до Никольской единоверческой церкви (Музея Арктики), а теперь – новый ориентир. И вполне съедобный.

Жилой комплекс «Дом у Моря» (Евгений Герасимов + Сергей Чобан) уже достаточно превознесен. И в целом за дело. Это вправду очень хорошее строительство. А на Крестовском в особенности. К сожалению, то, каким зеленым и тенистым еще совсем недавно был Крестовский, вот-вот забудется. Его застроили без плана, без мысли, без минимальной скоординированности. И к тому же очень убого. Но, наверно, другого в конце 90-х – начале 2000-х и ожидать-то было нельзя. Быстрые деньги, экспресс-освоение отхваченной территории. Вероятно, уже совсем вскоре начнут перестраивать и переосваивать. А вот участку между Приморским парком Победы, Средней Невкой и Гребным каналом повезло. Его освоили цельно и добротно. S-образный в плане комплекс состоит из десяти малых и двух больших домов (от 4 до 6 этажей), к Гребному каналу он открывается такой глубокой буквой U, создавая своего рода курдонер. Стилистически это такой неомодернизм, сдержанный и спокойный, в крупных, несколько парадных объемах с большей долей классицистичности. Он опять же каменный (особенно хороши рифления сгибов и полос), черный низ, серый верх, там замечательна иррегулярность окон, создающая любопытный ритм провалов и плоскостей, углы смягчены, очень терапевтическая архитектура. Камень от света меняется, то совсем выбеляясь, то чуть темнея, и живет с природой. Дома, как и стоило ожидать, разворачиваются к свету, в итоге жилье буквально открывается стихиям – воде, воздуху, зелени. В сторону моря виднеются мачты яхт, ну просто сбывшаяся петербургская мечта о жизни на море. Два старых особнячка на наб. Мартынова аккуратно обойдены, все на месте. Дома невысокие, только большие объемы выделены. Вписанность в участок абсолютно адекватная, и результат искренне радующий. Конечно, в самом существовании комплекса есть элемент нашей жизни: комплекс закрытый, а по бокам и парк аттракционов, и Гребной канал, и яхт-клуб. В канале заключено особое обаяние: он несколько подзаброшен, лодок не видать, зато купаются мальчишки и прыгают в воду со старой судейской вышки, картины почти из Дейнеки, сентиментальные и добрые, можно фильм из 50-х без декораций снимать. А позади это новое, элитное жилье. Даже хочется верить, что это сочетание какое-то время сохранится, столько в нем настоящего и времени.

Е. Герасимов, как известно, всегда строит под клиента. Обогащенный опытом русского немца С. Чобана, он возвел хороший жилой комплекс. В Петербурге, по сути, районов жилых вилл (в отличие от Германии) практически никогда и не было, Каменный остров все же не в счет, а вот теперь рождается. И впервые после его раннего кондоминиума в Купчино Герасимова хочется поздравить. Но, наверно, еще больше клиента – он вырос и архитектура стала лучше. Еще лет десять назад эта фраза звучала бы чистой теорией, а теперь стала добротной практикой.

Смешно: постоянно повторяется – добротно. Неожиданные ценности, искренне буржуазные. И даже необидные. Новая эпоха.

Алексей Лепорк

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*


× 6 = сорок восемь

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>