До нас существовало несколько проектов реконструкции здания Невских бань, которые так ничем и не завершились. Когда собственник участка обратился к нам, работа пошла: мы сделали эскиз, который довольно быстро согласовал главный архитектор города Александр Викторов, отлично знавший район и участок.
Мы предложили стилистику большого универмага начала XX века: в качестве ярких примеров можно привести Торговый дом Гвардейского экономического общества на Большой Конюшенной (ДЛТ) и Торговый дом «Эсдерс и Схейфальс» на углу Мойки и Гороховой улицы. Характерные черты этих зданий — большие остекленные проемы витрин, причем не только на первом этаже, строгая осевая сетка фасада и в то же время присущее модерну обилие декоративных элементов, ковки, витражей, скульптурных деталей. Идею мгновенно принял и клиент, и главный архитектор.
Однако позже, как это часто происходит и сегодня, клиент исчез. Началось строительство, как мы считали, по другому проекту. На одной из встреч с новым Главным архитектором Санкт-Петербурга Юрием Митюревым выяснилось, что в наш эскиз внесли кардинальные изменения, здание оказалось полностью остекленным, полностью исчезли декоративные элементы, консоли увеличились с 0,8 м до 3,5 м и угрожающе нависли над тротуаром. Мы могли узнать об этом и после завершения строительства, но на стройку обратили внимание журналисты, а затем и губернатор. Так проект вернулся к нам, сильно озадачив несуразностью и фасадов, и конструктивной схемы: в здании не осталось ни одного одинакового пролета между колоннами и окнами.
Пришлось сделать почти двадцать новых вариантов, пока фасады не приобрели логичный и законченный вид. Сегодня мало кто догадывается, что расстояния между колоннами разные. Мы вернули близкую к универмагу начала XX века стилистику, убрали сплошное остекление и трехметровые консоли, разработали детали фасада и плафонов. Удалось также применить более качественные материалы: специальные вставки с авторскими принтами над окнами и на стекле. Фасады облицевали качественным итальянским керамогранитом, а цокольный этаж — натуральным гранитом со вставками скальной фактуры.
В этом проекте мы снова обратились к современной трактовке петербургской угловой башни: похожее решение использовалось в жилом доме на углу улиц Рылеева и Восстания. В проекте на Марата угловая доминанта скрытая — это скругленная деталь из гнутого стекла, привезенного из Финляндии.
Вылет верхнего карниза, который многие считают чрезмерным, появился не просто так. Мы провели анализ и расчет перспектив улицы Марата и других центральных улиц Петербурга, на которых доминируют два элемента: вертикали башен, а также карнизы верхних этажей с выраженными консолями. Поскольку появился дополнительный плафон, хорошо видный снизу, мы декорировали карниз кессонами и светильниками, которые установили в местах, где обычно располагаются классические лепные розетки.
Много внимания мы уделили организации рекламы на фасадах, чем предвосхитили сегодняшние ограничения по размеру фасадной рекламы. Также нам удалось согласовать авторский проект гранитного мощения тротуаров вокруг здания: в этом мы опередили программу «Газпрома» по мощению улиц в центре Петербурга гранитом.
Официальное название бизнес-центра — «Олимпик Плаза», но жители знают его скорее как финский визовый центр, который открылся здесь почти сразу после ввода здания в эксплуатацию.
Важно отметить искреннюю благодарность заказчика, увидевшего результат работы и позитивную критику как со стороны жителей города, так и профессионалов, отметивших отсылки к стилю ар-деко и знаменитым универмагам, подбор цветовой гаммы и детализацию фасадов.
О месте: угол Марата и Стремянной
Стремянная улица – напоминание о Дворцовой слободе, в которой некогда селилась прислуга – конюхи, повара, портные, лакеи. В народе бытовало другое ее называние — Ведерная, по местному кабаку, отпускавшему ведрами водку. В конце XIX столетия Стремянная и ее окрестности заработали репутацию едва ли не самого злачного места в городе: здесь работали два питейных дома, четыре трактира, шесть портерных (пивных) лавок и три ренсковых (винных) погреба. Улица Марата же долгое время именовалась Грязной: во времена Пушкина здесь была самая что ни на есть окраина. Нынешнее название она получила в 1918 году в честь французского революционера Жан-Поль Марата.
Место связано со многими известными горожанами. По удивительному стечению обстоятельств сосем рядом, на Разъезжей улице, жил Давид Иванович де Будри, родной брат Марата, который преподавал в Царскосельском лицее французский язык. Дом № 3 по улице Марата знаменит тем, что напротив него Федора Достоевского ударил по затылку пьяный крестьянин, впоследствии не сумевший объяснить, зачем так поступил с известным уже тогда писателем. В коммунальной квартире этого же дома провел несколько лет своей жизни писатель Михаил Слонимский. В гостях у него бывали многие известные литераторы того времени: Евгений Шварц, Корней Чуковский, Михаил Зощенко и Леонид Добычин. В доме № 9 слева от участка в 1914 году поселился инженер Дмитрий Шостакович со своей семьей, в том числе сыном Митей — будущим композитором, который прожил здесь двадцать лет.
Бизнес-центр «Олимпик» стал четвертым по счету зданием, построенным на участке за последние 200 лет. В начале XIX века здесь стоял двухэтажный деревянный дом с трактиром и постоялым двором. Затем на его месте возвели Церковь Пресвятой Троицы Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Знаток архитектуры Валентин Курбатов причислил этот храм к «строительным ужасам современности», хотя были и другие мнения. В 1977 на месте церкви появилось здание Невских бань, в модном тогда бруталистском стиле.